МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Литературная игра «Дневник писателя»
Литературная игра «Дневник писателя» является командной и проводится среди обучающихся 6 класса с целью обобщения опыта изучения художественных произведений с особым вниманием к таким понятиям, как «автор художественного произведения», «история создания художественного произведения», «авторский стиль». Соревнование проходит в 5 туров, каждый из которых предполагает выполнение заданий разного типа. Для каждого этапа игры разработаны критерии оценивания. В соответствии с набранными баллами к моменту окончания игры распределяются места. Рекомендуется задействовать не более 5 человек в команде. Задания игры рассчитаны на 5 команд.
I тур
«Портрет»
Найти соответствие между портретом и писателем. Каждая команда имеет набор карточек с именами писателей, портреты которых размещаются на доске. В течение 3-х минут команда, совещаясь, выполняет задание, а затем один человек из команды размещает карточки под портретами писателей на доске. За каждое правильное соотнесение присуждается 1 балл.
Николай Васильевич Гоголь • Иван Сергеевич Тургенев • Антон Павлович Чехов • Василий Андреевич Жуковский • Михаил Юрьевич Лермонтов • Александр Сергеевич Пушкин • Владимир Галактионович Короленко • Иван Андреевич Крылов • Александр Иванович Куприн • Лев Николаевич Толстой
Выполнить задание I тура на сайте
II тур
«История создания»
Назвать произведение и его автора, знаю историю созданию произведения. Каждая команда получает своё задание по теме тура и в течение 2-х минут, совещаясь, выполняет его. Затем оглашаются результаты и присваиваются баллы: за верное определение названия произведения – 1 балл, за верное определение автора – 1 балл.
Задание для 1-й команды. В «Книге всякой всячины» замечательный писатель XIX века так описывает одну малороссийскую игру: «Одна, взявшись за другую, вереницею кроется под начальством передней, защищающей их от одной, представляющей ворона. Когда ворону удается поймать которую-нибудь из них, выключая предводительствующей, он становится в ряд, а пойманная представляет уже ворона».
Задание для 2-й команды. Этот рассказ впервые был напечатан под заголовком «Случай». Сюжет его был взят из жизни, при этом автор смешал две реальные истории.
Одна история произошла однажды в Большом театре, и рассказана она была автору бывшим управляющим московскими императорскими театрами Владимиром Петровичем Бегичевым.
Вторая история произошла в Таганроге. История эта трагичная: в январе 1882 года один из мелких таганрогских чиновников совершил самоубийство после неудачной попытки попросить извинения у своего начальника за какой-то незначительный проступок.
Задание для 3-й команды. В одной из своих кратких автобиографий писатель, касаясь этого рассказа, говорит: «Многие черты взяты с натуры, и, между прочим, самое место действия описано совершенно точно с города, где мне пришлось оканчивать курс». Здесь имеется в виду город Ровно (названный в рассказе «Княжье-Вено»), где писатель учился, начиная с третьего класса реальной гимназии. В образе судьи автор воспроизвел некоторые черты своего отца.
Задание для 4-й команды. Это произведение представляет собой обработку сюжета другого произведения – немецкого поэта Готфрида Августа Бюргера «Ленора».
Поэтом было создано и переведено около 40 произведений подобного жанра, среди которых особое место отведено теме любви. Он писал их на народные, переводные и придуманные им самим сюжеты.
Задание для 5-й команды. В основу этого произведения легло сообщение П.В. Нащокина, который был другом автора, «об одном небогатом дворянине по фамилии Островский, который имел процесс с соседом на землю, был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить».
Выполнить задания II тура на сайте
III тур
«Автор и текст»
Назвать произведение и его автора по отрывку из произведения. Ведущий читает отрывки из художественных произведений для каждой команды. За верное определение названия произведения присуждается 1 балл, за верное определение автора – 1 балл. В случае невыполнения задания одной командой у других команд есть возможность заработать дополнительные баллы.
Задание для 1-й команды. Сам он съежился, сгорбился, сузился... Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились... Длинный подбородок жены стал еще длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира…
Задание для 2-й команды.
«…Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!»
Из мертвой главы гробовая змия,
Шипя, между тем выползала…
Задание для 3-й команды. Солнце исходило зноем с высоты жуткого неба, и раскаленные барханы издали казались пылающими кострами, среди которых саваном белела корка солонца. А во время внезапной пустынной бури солнце меркло от густой желтоватой лёссовой пыли и ветер с шипением гнал потоки стонущего песка. Чем сильнее становится ветер, тем гуще дымятся верхушки барханов, воздух наполняется песком и становится непрозрачным. Среди дня, при безоблачном небе, нельзя определить положение солнца, а яркий день кажется мрачной лунной ночью.
Первый раз видела Мария Никифоровна настоящую бурю в глубине пустыни.
Задание для 4-й команды. После родителей все их крестьянское хозяйство досталось детям: изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, безымянные овцы, куры, золотой петух Петя и поросенок Хрен.
Вместе с этим богатством досталась, однако, детишкам бедным и большая забота о всех живых существах.
Задание для 5-й команды.
– Ай же мужички да вы черниговски!
Я не йду к вам во Чернигов воеводою.
Укажите мне дорожку прямоезжую,
Прямоезжую да в стольный Киев-град.
Задание для 1-й команды. «Итак, все кончено, – сказал он сам себе, – еще утром имел я угол и кусок хлеба. Завтра должен я буду оставить дом, где я родился и где умер мой отец, виновнику его смерти и моей нищеты».
Задание для 2-й команды. Дедушка Мартын Лодыжкин любил свою шарманку так, как можно любить только живое, близкое, пожалуй, даже родственное существо. Свыкнувшись с ней за многие годы тяжелой бродячей жизни, он стал наконец видеть в ней что-то одухотворенное, почти сознательное.
Задание для 3-й команды.
«…Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».
Задание для 4-й команды. Хитрость удалась как нельзя лучше. Увидев Татьяну, он сперва, по обыкновению, с ласковым мычаньем закивал головой; потом вгляделся, уронил лопату, вскочил, подошел к ней, придвинул свое лицо к самому ее лицу... Она от страха еще более зашаталась и закрыла глаза...
Задание для 5-й команды.
Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Выполнить задания III тура на сайте
IV тур
«Интересные факты»
Назвать писателя, зная интересный факт из его жизни. На интерактивную доску выводятся тестовые задания (созданные при помощи инструмента «Многовариантный» в SMART Notebook) для каждой команды. Правильный ответ с первой попытки оценивается в 2 балла, правильный ответ со второй попытки – в 1 балл.
Задание для 1-й команды. Этот писатель обожал смотреть на пожары и старался не пропускать ни одного пожара в Петербурге.
- Александр Сергеевич Пушкин
- Антон Павлович Чехов
- Николай Васильевич Гоголь
- Иван Андреевич Крылов
Задание для 2-й команды. Этот писатель любил говорить необычные комплименты: «собака», «актрисулька», «змея», «крокодил души моей».
- Константин Георгиевич Паустовский
- Владимир Галактионович Короленко
- Антон Павлович Чехов
- Александр Сергеевич Пушкин
Задание для 3-й команды. Будучи охотником, этот писатель не переносил лая собак.
- Александр Иванович Куприн
- Лев Николаевич Толстой
- Михаил Юрьевич Лермонтов
- Иван Андреевич Крылов
Задание для 4-й команды. Этот писатель часто сталкивался с прохожими, потому что предпочитал ходить по левой стороне улицы.
- Иван Сергеевич Тургенев
- Александр Сергеевич Пушкин
- Павел Петрович Бажов
- Николай Васильевич Гоголь
Задание для 5-й команды. Этого писателя вызывали на дуэль более 90 раз, но он сам бросал вызов своим неприятелям около 150 раз.
- Василий Андреевич Жуковский
- Александр Сергеевич Пушкин
- Николай Васильевич Гоголь
- Сергей Тимофеевич Аксаков
Выполнить задания IV тура на сайте
V тур
«Дневник писателя»
Проанализировать отрывок из дневника М.М. Пришвина, опираясь на задания и вопросы. Каждая команда получает своё задание по теме тура и в течение 5-7 минут, совещаясь, выполняет его. Определение темы оценивается в диапазоне от 0 до 2 баллов, определение идеи – от 0 до 2 баллов, характеристика изобразительно-выразительных средств – от 0 до 3 баллов, характеристика автора – от 0 до 2 баллов.
Задание для 1-й команды. Проанализируйте данный отрывок из дневника М. М. Пришвина 1947 года, опираясь на следующие задания и вопросы.
- Определите тему отрывка.
- Определите идею отрывка.
- Охарактеризуйте изобразительно-выразительные средства в этом отрывке: назовите их и определите роль каждого из них.
- Какие человеческие качества Пришвина проявляются в этом отрывке?
22 Апреля. Коронный день апреля. Все сбросили зимнюю одежду и вышли по-летнему.
Земля начала оттаивать. На сильно разогретой опушке леса, усыпанной старыми листьями, невидимо исходящий пар в полной тишине всего воздуха создавал частные вихревые движения: сухие листья поднимались вверх и кружились в воздухе, как бабочки. И бабочки, и зяблики порхали между листьями, не поймешь, где бабочка, где птичка и где лист.
Утром на еще желтой, в зимней рубашке паутинно-плесенного цвета озими зеленели только края луж, а к вечеру вся озимь позеленела.
<…>
На тяге дрозды пели особенно выразительно, и я слушал на пне в полном чувстве свою литургию.
Попробуйте записать песнь соловья и посадить ее на иглу граммофона, как это сделал один немец. Получается глупый щебет и ничего от самого соловья, потому что сам соловей – не только он один с его песней: соловью помогает весь лес или весь сад...
И даже если рукой человека насажен сад или парк, где поет соловей, все равно: человеком не все сделано, и человек не может сделать того, о чем поет сам соловей. Его можно дождаться – он прилетит, можно создать место, сад или парк – он прилетит, но петь он будет сам, его не заведешь (природа неподражаема).
<…>
Задание для 2-й команды. Проанализируйте данный отрывок из дневника М. М. Пришвина 1947 года, опираясь на следующие задания и вопросы.
- Определите тему отрывка.
- Определите идею отрывка.
- Охарактеризуйте изобразительно-выразительные средства в этом отрывке: назовите их и определите роль каждого из них.
- Какие человеческие качества Пришвина проявляются в этом отрывке?
19 Декабря.
<…>
Чтобы понимать природу, надо быть очень близким к человеку, и тогда природа будет зеркалом. Тогда без Дарвина и новейших споров о внутривидовой борьбе все будет понятно, потому что человек содержит в себе всю природу. Но если нарочно из природы прийти к человеку, то он предстанет как бог и ничего в нем не поймешь, потому что человек давно ушел от общего пути и, оглянувшись, он видит природу в лицо, а природа видит его только в спину, он идет впереди.
Друг мой, не бойся ночной сверлящей мысли, не дающей тебе спать. Не спи! И пусть эта мысль сверлит твою душу до конца! Терпи! есть конец этому сверлению. Ты скоро почувствуешь, что из твоей души есть выход в душу другого человека, и то, что делается с твоей душой в эту ночь – это делается ход из тебя к другому, чтобы вы были вместе.
Наша идея, наше государство живет и держится личной энергией, которая содержится в каждом из нас как сокровенное достояние каждого. Моя маленькая обида является ключом к чувству обиды множества людей, слеза моя падает в море слез, несущее на себе корабль нашего будущего.
<…>
Задание для 3-й команды. Проанализируйте данный отрывок из дневника М. М. Пришвина 1947 года, опираясь на следующие задания и вопросы.
- Определите тему отрывка.
- Определите идею отрывка.
- Охарактеризуйте изобразительно-выразительные средства в этом отрывке: назовите их и определите роль каждого из них.
- Какие человеческие качества Пришвина проявляются в этом отрывке?
19 Мая. Майские холода продолжаются, ночью был мороз. Рожь растет и не смотрит на мороз, остальное все замерло. Липы только-только распускаются.
Трясогузка – холодная птичка, кокетливая француженка с черным фартучком на сиреневом платьице, худенькая, стройная. Любит котенка дразнить. Прошлый год играла с Жулькой (Жулька воду не любит), топила ее в реке. Нынче играет с Норкой и «водит ее за нос» по пашне, пока не высунет язык: вероятно, у нее гнездо, летает возле самого носа собаки. Раиса, художница, вылитая трясогузка, так играет со своими моделями.
Однажды я пошел, а Ляля осталась дожидаться меня на дровах. Норка пошла за мной и оставила Лялю. Я подумал, что Норка больше привержена ко мне. Сегодня Ляля пошла, а я стал дожидаться ее на бревне. Норка пошла за ней, и я понял, что Норка не меня предпочитает и не Лялю, а любит движение и за тем уходит, кто из нас движется.
<…>
Задание для 4-й команды. Проанализируйте данный отрывок из дневника М. М. Пришвина 1947 года, опираясь на следующие задания и вопросы.
- Определите тему отрывка.
- Определите идею отрывка.
- Охарактеризуйте изобразительно-выразительные средства в этом отрывке: назовите их и определите роль каждого из них.
- Какие человеческие качества Пришвина проявляются в этом отрывке?
24 Августа.
<…>
Вчера Раиса представила, как она меня понимает: ей кажется, будто я получил в жизни все, о чем она мечтает: я видел замечательных людей, замечательные страны и теперь могу быть спокойным.
А между тем в то время я был так глуп, что не видел посещенных мною стран, не сходился вовсе с замечательными людьми: жил я за границей на студенческие гроши, что я мог видеть! Ну, просто положа руку на сердце, я должен сказать теперь, что нечем было гордиться и не на что. И вообще надо и теперь не забывать, что такого особенного чего-нибудь и сейчас нет во мне...
...Так я понимаю, что, наверно, и настоящие великие люди, если к ним близко подойти, такие же мелкие и дробные, как мы, и их величие происходит от того, что они стоят возле великого и нам на него собою указывают. Если с той мерой к ним подойти – они и велики, а если с нашей, то и они все точно такие, как мы, и живут мелочами. И вот, наверно, и мое неведомое «нечто» такого же происхождения: я тоже чувствую то великое рядом с собой и выражаю эту близость чувством радости жизни.
В этом чувстве богатом так мало того, что называют «умом», а между тем имеющий ум, если бы ему предложили за его худой ум это богатое чувство, обрадовался бы и просиял, как самовар, и [это] наводит на ум, что мое «нечто» получено мною из запаса национальных богатств.
<…>
Задание для 5-й команды. Проанализируйте данный отрывок из дневника М. М. Пришвина 1947 года, опираясь на следующие задания и вопросы.
- Определите тему отрывка.
- Определите идею отрывка.
- Охарактеризуйте изобразительно-выразительные средства в этом отрывке: назовите их и определите роль каждого из них.
- Какие человеческие качества Пришвина проявляются в этом отрывке?
18 Сентября.
<…>
Вода бывает на службе у человека, но везде и всюду остается водой, силой безграничной в своих возможностях. Так и поэзия заключается в метр, работает на тему и остается поэзией, неисчерпаемой силой души человека. Скорее всего, эта самая сила души, поэзия, уводит молодых людей, «поэтов в душе», далеко от родины, открывать неведомые страны, и она же, эта самая сила, приближает к человеку видение мира и открывает всюду невидимое.
Есть мысли, которые можно вызывать, а есть, которые сами приходят. Вот когда мысль приходит сама, человек теряется, как будто это волна пришла и за первой волной – целое море. Тогда чувствуешь, что рядом с тобой плечо, идет другой человек, и он тоже с тобой все понимает и все разделяет, и ты, чувствуя, что ты не один, а двое сходятся в одной мысли, укрепляешься в ней и начинаешь верить себе. И так создается действительность.
Сколько труда вкладывает человек около хлебного зернышка и все-таки оно прорастает само, и вся природа в себе тоже нерукотворна. Также где-то возле хлебного зернышка и зарождается поэзия: зерно идет в хлеб, а эта какая-то сила питает души.
<…>